Телефон доверия
8(7182)332662 87472724175
email: sosh30@goo.edu.kz
Адрес: 140000 город Павлодар ул.Баян Батыра 27
директор: 8(7182)332660 приемная: 8(7182)332662
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Ежедневно 09.00 - 12.00, 15.00-18.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Советы и рекомендации психолога родителям

Как организовать обучение ребенка на дому и не поддаться панике

 Дистанционное обучение – серьезный вызов для детей и родителей, жесткий тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться и учебно-познавательной деятельности. При этом дистанционное обучение можно воспринимать и позитивно – как возможность для ребенка, особенно старшеклассника, учиться самому быстрее, чем в школе.

Несколько практических советов родителям:

  • Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы ребенок сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним, что ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на бумаге. Собственное решение, зафиксированное письменно, станет для школьника психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно отличается от обещания родителям, то есть внешней системе управления жизнью, в которой преобладает ответственность взрослых.
  • В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы, обращенные к конкретному опыту: что, как, для чего, зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою очередь давайте ему развернутую положительную обратную связь: опишите конкретный успешный опыт ребенка, выразите радость, восхищение, уважение. И не жалейте объятий.
  • Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм» завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, который фиксировал бы окончание запланированного периода. Полезно разбить работу на отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между ними делать пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно.
  • Без внешних стимулов и санкций, согласованных с ребенком, не обойтись. Например, один пятиклассник договорился с родителями о том, что ему через 45 дней купят аквариум с рыбками, о которых он давно мечтал. Договор составили письменно, а невыполнение его условий отдаляло исполнение мечты еще на один день. Рвение к учебе волшебным образом выросло.
  • Очень важна организация рабочего места. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон находится в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребенок намного хуже решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда смартфон лежит в другой комнате.

Рекомендации родителям детей на дистанционном обучении

  • В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.
  • Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослых. Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс.
  • Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей!
  • Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении. Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.
  • Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.
  • Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.
  • Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить в него.
  • Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
  • Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему.

Жизненные цели для современных родителей

     Сегодня, в эпоху повсеместной моды на постановку целей, родители тоже не остаются в стороне. Они ставят перед собой жизненные цели и стремятся их достичь. Если эти цели реалистичны, процесс их достижения не ведет к разочарованию. После рождения ребенка жизнь родителей резко меняется: теперь они вынуждены думать не столько о себе, сколько о ребенке. Вполне нормально то, что они ставят разумные жизненные цели и допускают различные варианты развития событий при их достижении. Однако им придется трудно, если они ставят амбициозные цели и не отступают от них.

Вот несколько советов, которые помогут молодым родителям правильно ставить жизненные цели и чувствовать удовлетворение от своих достижений.

Цель 1. Всегда разговаривайте с детьми

Разговаривая с ребенком и выражая свои чувства, вы можете лучше понять друг друга. Развивайте у ребенка потребность разговаривать с вами и выражать свои мысли. Это поможет вам осознать, что он чувствует, а ребенку – лучше понимать окружающий мир и благодаря этому в будущем легче пройти через разные сложные жизненные этапы. Также ребенок поймет важность общения со сверстниками.

Цель 2. Поддерживайте дисциплину

Есть большая разница между строгим воспитанием и дисциплиной. Всегда объясняйте разницу между хорошими и плохими поступками. Найдите мудрый способ объяснить это ребенку, чтобы он не думал, что вы запрещаете ему что-то хорошее. Дисциплина играет важную роль в жизни ребенка.

Цель 3. Заботьтесь о здоровье

Дети часто любят нездоровую пищу, но здоровье должно быть их жизненным приоритетом. Установите для ребенка расписание, чтобы он знал заранее, когда будет вечеринка, и мог позволить себе немного нездоровой пищи. Также уделяйте внимание физической активности ребенка. Составьте для него график выполнения физических упражнений. Это позволит ему поддерживать физический тонус. Хорошо, если ребенок будет выполнять упражнения как минимум 3 раза в неделю.

Цель 4. Планируйте путешествия

Планируйте путешествия хотя бы раз в полгода. Это позволит вам чувствовать себя свежим и активным в течение рабочего года. Путешествия всей семьей оставят после себя воспоминания, которые сблизят вас с детьми и супругом. В результате таких путешествий дети усвоят семейные ценности. Если вы не можете позволить себе длительные путешествия раз в полгода, совершайте небольшие поездки вместе с ребенком на выходных. Это поможет вам получить новые впечатления.

Цель 5. Стремитесь к независимости

Поставьте себе цель становиться более независимыми и научите этому свих детей. Обрести независимость в современном мире чрезвычайно важно. Если ребенка с раннего детства приучать к независимости, то это войдет у него в привычку. Постановка целей позволяет человеку по-новому взглянуть на свою жизнь. Кроме того, благодаря четко обозначенным целям родители могут выделять время в своем плотном рабочем графике и посвящать его семье. Если родители начинают следовать своим жизненным целям, это помогает им растить детей и развиваться самим.

4 советов, как пережить карантин дома с детьми и сохранить рабочий режим

Эти советы помогут вам и вашей семье сохранить продуктивность и нервы во время карантина.

1. Продолжайте соблюдать режим

Чувство безопасности детей напрямую зависит от соблюдения режима. В стрессовые времена родители должны помочь детям поддержать ощущение нормальной жизни, сохраняя как можно больше привычных занятий и активностей. Конечно, это легче сказать, чем сделать, но эксперты советуют соблюдать ключевые моменты дня, такие как: сон (просыпаться и вставать каждый день примерно в одно и то же время), прием пищи (соблюдать расписание завтраков, обедов и ужинов), часы школьных занятий. Распорядок дня позволит создать четкую и понятную для всех членов семьи систему.

Распорядок должен включать и подходящую одежду, даже если вы никуда не планируете выходить из дома. Очень заманчиво тусоваться в пижамах весь день, но, чтобы сохранить продуктивный образ мышления, лучше начать день с того, чтобы привести себя в порядок и одеться так, будто вы идете на работу или в школу.

2. Установите физические границы

Актуальный вопрос, особенно если приходится работать и учиться всем вместе в тесных помещениях. Выберите места, где меньше всего отвлекающих факторов для учебы и работы. Вы можете даже попробовать организовать несколько рабочих зон, чтобы по очереди меняться местами в течение дня. Это поможет имитировать смену классов в школе, дать всем ощущение разнообразия, а также добавит некоторую систему в рабочие будни семьи. 

3. Разделите рабочий день на малые блоки

Работа короткими интенсивными интервалами улучшает производительность. Активно поработали – сделайте перерыв. Детские психологи рекомендуют перерывы между интервалами проводить с детьми за совместными занятиями.

Дети от раннего до младшего возраста жаждут внимания. Лучше полностью посвятить им свое внимание во время коротких перерывов, чем мимоходом отвлекаться на них, пока вы заняты работой над другими задачами.

4. Придумайте систему вознаграждения

Как можно быстро научить детей не мешать работать? Наградой за хорошее поведение! Придумайте элементарную схему вознаграждения за хорошие и правильные поступки дома, когда родители работают. Такой подход будет скорее мотивировать детей, чем постоянные нотации и крики.

Система вознаграждения зависит от того, что особенно привлекательно и ценно для ваших детей. Например, если для вас важна тишина во время звонков и переговоров, то вы можете установить правила, что пока родители говорят по телефону – в доме должна быть полная тишина. При соблюдении правила на протяжении 4-5 дней дети получают приз – дополнительное время просмотра мультиков или для игр в гаджетах. Цели должны быть реалистичными, конкретными и измеримыми. Не забывайте хвалить ребенка, когда он достигнет.