Чему и как учить сегодня ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями современной жизни? Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания, в том числе формирование связной речи, чрезвычайно важна. Необходимым условием школьной адаптации является речевая готовность, которая обеспечивает усвоение не только школьной программы, но и способствует становлению личности. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи
- Плохая дикция.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, я использую художественное слово, и сказки, и загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, технологию ТРИЗ. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология для дошкольников была разработана писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка. В центре развития речи детей встречает Говорушечка. Применение этой дидактической куклы помогает активизировать речь детей не только во время занятий, но и во внеучебное время и в центрах активности. При обучении составлению рассказов – описаний на занятиях использовала графические схемы, в которых содержится информация о признаках и действиях предметов (дети называют их «волшебные картинки»), потом составляем мнемотаблицы. Работая по системе ТРИЗ с детьми я осуществляю работу постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
- Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду ( Дидактические игры «Что общего?» «Чем отличаются?»)
- Учить детей фантазировать, изобретать. ( Дидактические игры «Необычное животное», «Необычное растение», «Необычный день»)
- Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, «На далёкой планете», «Вы оказались на необитаемом острове»)
Я составила картотеку игр и пособий для детей , а так же изготовила необходимые пособия. Пособие «Круги Луллия: с его помощью уточняем знания детей в различных предметных областях; развиваем вариативность воображаемых образов. Пособие «Спиралька»: предназначено для упражнения в классификации объектов по признакам, закрепления умения составлять описательные рассказы, закрепления лексики по разным темам, придумывания сказок, сочинения диалогов между персонажами, использования интонационных структур, составлять загадки. Пособие «Вертолина» - поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Пособие «Часы»: использовала на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок, использовала его для упражнения детей в определении и назывании признаков предметов. Пособие "Расскажи-ка" позволяет не только составлять полный описательный рассказ о предмете, но и обучает отгадыванию загадок – описаний. Обогащению словаря детей способствует использование пособий «Семья слов», «Поговорим по телефону». Игры «Сочинялки», «Рифмовки» способствуют раскрытию творческого воображения детей. Игры, совершенствующие звуковую культуру речи и обучение грамоте: «Звуковые круги», «Найди звук?» Все пособия и игры учат детей анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации. В работе с родителями, целью которой является повышение компетентности в сфере инноваций (ТРИЗ) я применяю следующие формы работы:
- Анкетирование по проблеме «Развитие связной детей».
- Памятки «Факторы успешного речевого развития детей».
- Оформиление папки – передвижки «Что такое ТРИЗ?»
- Проведение родительского собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр».
- Консультация «ТРИЗ в детском саду».
- Оформление выставки пособий, дидактических ТРИЗ - игр.
Наблюдая за детьми, отмечаю, что они становятся более общительными, высказывают своё мнение и используют свои знания в повседневной жизни. Считаю, что путь к самосовершенствованию педагога и его воспитанников лежит через применение новых, интересных, нетрадиционных форм деятельности. Ерёмина О.Н. ясли-сад №18 г. Павлодар