Сенім телефоны
(WhatsApp-желісін қолдану мүмкіндігі бар) "жедел телефон желісі" +77779360693 8-(7182)-53-80-42
email: pavlodar18@mail.ru
Мекенжайы: Павлодар қ., Мир көшесі, 11/1
(WhatsApp-желісін қолдану мүмкіндігі бар) "жедел телефон желісі" +77779360693 8-(7182)-53-80-42
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағ. 9.00-ден сағ. 18.00-ге дейін
Как часто Вы посещаете наш сайт?
Голосовать
часто - 3
нечасто - 0
очень редко - 0
Всего проголосовало: 3
Смотреть результат
Бір жылда2990556
Бір айда172768
Бір аптада41297
Кеше4387
Тәулік1526
Игра в работе психолога с детьми дошкольного возраста

Статья в газете "Педагогика хабаршасы"

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка-дошкольника не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Детальную разработку теории детской игры дает Л. С. Выготский в лекции «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания».

В настоящее время по целому ряду причин, из детской жизни практически полностью исчезла сюжетно-ролевая игра с ее сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и договоренностей.В значительной мере с этим связано то, что психологические обследования показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие дети не достигают, необходимого для успешного перехода на школьный этап жизни, уровня психологической и личностной зрелости. Современных дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития.Существенно изменилась и эмоционально-нравственная сфера личности дошкольника, снижается уровень освоения доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми. Более низким оказывается уровень развития общения: дети не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность вызывает соблюдение общих для всех правил.

Поэтому огромное значение приобретает использование игры психологом в работе с дошкольниками. В групповой коррекционно-развивающей работе с детьми я опираюсь на опыт и программы следующих авторов: Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста (Веракса А.Н., Гуторова М.Ф.); Программа игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.); Программа игр, направленных  на  развитие эмоциональной  сферы (Минаева В.М); Коррекционные игры и примерные комплексы двигательной коррекции для гиперактивных детей (Ломакина Г.Р.); Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).

Занятия с детьми я провожу в форме игры в течение всего курса в составе коррекционно-развивающих групп (3 - 6 детей). Состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака, среди них наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка: повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность.Дети с разными проблемами занимаются вместе. Занятия с детьми я провожу один раз в неделю, по 30 минут. Хотя многие задания на занятиях направлены на развитие того или иного познавательного процесса (мышления, памяти, внимания и т. д.), успешность коррекции определяется не только содержанием самого задания, но и той целью, которую задаёт игра. Приведем простой пример. Игра «домино» требует внимательности и соблюдения определенных правил. Но в совместной игре, в первую очередь, важно умение соблюдать очередь и справляться при этом с негативными эмоциями.

Каждое занятие включает в себя 3 части: вводная часть, основная часть, итог занятия.

Вводная часть состоит из ритуала приветствия и разминки, которая включает в себя пальчиковую игру или психогимнастическое упражнение.

Основная часть содержит коллективные дидактические игры. Кроме развития познавательных психических процессов, они эффективны для детей с протестным поведением. В них приоритетной задачей является развитие у играющих навыков сотрудничества. Также игры на развитие внимания помогают детям научиться произвольно концентрировать свое внимание на интересующей их или просто нужной деятельности.

Подвижные игры с правилами, - развивают волю к победе, состязательность, саморегуляцию поведения.

Коммуникативные игры – игры, основной целью которых является развитие умений общения в коллективе, привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему.

Заканчивать каждую игру нужно тогда, когда дети устали от нее, начинают разбредаться по комнате, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщить, что игра закончена.

Заключительная часть состоит из рефлексии занятия: эмоциональная оценка (понравилось - не понравилось) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали) и ритуал прощания.

Опыт проведения занятий с детьми показал хорошие результаты. В процессе их проведения ребята становятся более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров, заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.

Психолог Осипова М.В.