Сенім телефоны
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Как часто Вы посещаете наш сайт?
Голосовать
часто - 2
нечасто - 0
очень редко - 0
Всего проголосовало: 2
Смотреть результат
Бір жылда2938723
Бір айда212157
Бір аптада45097
Кеше4517
Тәулік592
Развиваем речь дошкольника

рекомендации родителям будущих первоклассников

Воспитатель:  РУДЬКО О.А.

Важное местопри подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Ведь правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка.

Дети должны:

▸    Правильно произносить все звуки родного языка;

▸    Уметь различать и называть слова с определенным звуком;

▸    Уметь определять место звука в слове (начало – середина - конец);

▸    Делить слова на слоги;

▸    Составлять слова из слогов;

▸    Иметь представление о предложении;

▸    Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

▸    Подбирать синонимы, антонимы;

▸    Использовать разные способы образования слов;

▸    Пересказывать знакомые сказки и рассказы;

▸    Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

     Обратите внимание …

…на голос ребенка.

Он может быть монотонным, тусклым, ярким и красочным, выразительным. Голос ребенка очень часто влияет на успешность учебной деятельности ребенка и его взаимоотношения со сверстниками.

…на темп речи.

Если ребенок говорит торопливо, сбиваясь и запинаясь, то он расторможен и напряжен. Если темп речи замедленный, ребенок малоразговорчивый или неразговорчивый совсем, то он предрасположен к депрессиям.

…на дикцию речи.

Часто плохая дикция свидетельствует о том, что у ребенка может проявляться задержка психического развития.

…на словарь ребенка.

Словарь ребенка – показатель того, в какой среде воспитывается ребенок. Обратите внимание на богатство или бедность словарного запаса ребенка, как ребенок строит предложения, простые или сложные, краткие или примитивные. 

Упражнения для закрепления правильного произношения и формирования фонематического (звукового) восприятия:

1.    Научить различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить.

2.    Развивать фонематический слух путем различения на слух звуков в словах. 

3.    Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова). 

4.    Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний. 

5.    Работа над интонацией и выразительностью речи. 

Как помочь ребенку запомнить буквы:

1.    Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5 – 6 см.), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.

2.    Лепка ребенком буквы из пластилина. 

3.    Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым. 

4.    «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. 

5.    Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок, это запомниться им лучше. 

6.    Обводка ребенком букв, написанных взрослым. 

7.    Написание буквы по опорным точкам, поставленным взрослым. 

                            Полезный совет

Прежде чем показывать ребенку новую букву, например, Н, следует научить его слышать звук  Нв слогах или словах.

На протяжении всего периода обучения дома следует и звуки, и буквы называть одинаково, т.е. так, как звучит звук.

Например, звукНмы произносим отрывисто:Н! И буквуНследует называть также:Н! ни в коем случае не ЭН! Так как, говоряН, мы произносим два звука -  ЭиН. данное обстоятельство дезориентирует детей. 

Развитие навыков звукового анализа слова

          Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в сознании звуковой стороны слова. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

~      Соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;

~      Соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;

~      Соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа. 

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:

1.    Формирование навыков элементарного анализа

  - выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в

           слове (есть такой звук в слове или нет)

   - определение первого звука в слове; определение последнего звука

         - нахождение места в слове, исходя из трех позиций (начало, середина,           конец слова).

2.    Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу. 

Последовательность формирования умственных действий

 при обучении звуковому анализу:

~     Сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком; 

~     Далее он должен определить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова; 

~     Затем умственное действие переходит в речевой план – ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; 

~     И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Итак, порядок анализируемых слов следующий:

~     Слова из двух гласных (типа ау); 

~     Слова из двух звуков (типа ум); 

~     Слова из трех звуков (типа рак); 

~     Слова из двух отдельных слогов (типа мама); 

~     Слова из одного слога со стечением согласных (типа волк); 

~     Слова из одного слога со стечением согласных (типа стол); 

~     Слова из двух слогов (типа сумка);

~     Слова из трех открытых слогов (типа корова).