Ясли-сад №18 г Павлодар.2013 г.
Воспитатель: Мусабаева А.Н
Цель: - Познакомить детей с новым видом деятельности- тестопластика.
- Развитие творческих способностей и образного видения у детей, через занятие тестопластикой.
- Сформировать у детей навыки лепки, побуждать детей создавать динамичные, выразительные и сюжетные композиции.
- Способствовать развитию чувства эмпатии- сопереживания, нести радость окружающим.
Развития сенсомоторной сферы у детей дошкольного возвраста через использование технологии тестопластики. Личность ребенка является центральной фигурой образовательного процесса. И с точки зрения культурно-исторического подхода( Л.С Выготский), основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания и порождения нового. Сенсомоторное развитие дошкольника- развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форма, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение-строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и дошкольников. Это отражено в схеме гармоничного развития ребенка.
Проблема сенсомоторного развития в педагогике и психологии разрабатывалась приемущественно такими педагогами как А.П Усова, А.В Запорожец, Н.Н Поддьяков, Н.Н Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внес профессор Л.А Венгер и его ученики и последователи. Задача педагогов дошкольного учреждения осуществлять всестороннее развитие и воспитание дошкольника, ознакомление его с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитания, помочь дошкольнику найти свое место в огромном мире, мире скоростей и техники. Основными целями воспитания дошкольника является создания условий для развития эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка и формирования его позитивны личных качеств. Из всех материалов мы выбрали тесто успешно использовать его в работе с детьми. Человек появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но еще не способными к активному функционированию: умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Формирование личности как сложный и противоречивый процесс усвоения социального опыта требует от педагогов систематических целенаправленных упражнений дошкольников с самого раннего возвраста по сенсорному и умственному развитию и воспитанию в органическом единстве.
Тестопластика- одно из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Соленое тесто эластично его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука. соль, вода капелька масла- все, что понадобится для создания шедевра. Замешав тесто лепите сколько хочется! Раскрашивайте красками, лаком для ногтей и т.д. Тесто можно окрасить любой краской-гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное лыбопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое не взирая на устоявшиеся правила. Соленое тесто- это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов- пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани-любой предмет, рельеф которого вам интересен.
На занятиях дети знакомятся и обучаются следующим технологиям:
- Смешивание цветов и составление своей палитры;
- Соединение деталей;
Изготовление плоских фигур;
- изготовление объемных фигур с помощью фольги;
- Покрытию работ водяным лаком.
А также сочетание изделий из теста с другими материалами: тканью, деревом, проволокой, сухоцветами. Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Главная задача- научить детей разумно пользоваться этими многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки. В работе широко используется выставка. Выставка- очень важный момент- малыш сравнивает свои работы с работами других детей. Выставка помогает самоутверждению и поддерживанию интереса к творчеству. Особым вниманием пользуется такой раздел- как развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно- если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, что очень актуально для детей с общим недоразвитием речи.
Все развивающие упражнения проводятся в игровой форме. Для массажа рук с помощью предметов детям предлагаются мелкие мячики, наполненные бобами, фасоль и мелкими геометрическими телами: шариками, кубиками, цилиндрами и конусами. Чтобы наши упражнения не превратились в монотонные пощипывания, поглаживания, перебирания предметов. Массу возможностей непосредственно представляет и сама тестопластика: разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает. Это наглядно отражается в дальнейшем на качестве выполненных изделий, более свободном, полноценном речевом общении. Работа с детьми, мы пришли к такому выводу: развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо начинать как можно раньше.