В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда, становятся средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
В своей практике я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная и пальчиковая гимнастики, массаж и самомассаж, Су-Джок терапия, гимнастика для глаз.
Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью органов артикулярного аппарата .Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном ее виде, но и разнообразные артикуляционные упражнения с ложками ,которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием при помощи ложки отрабатывают верхний подъем языка, делают массаж губ.
В своей коррекционной работе я активно использую логопедический массаж и обучение самомассажу. Самомассаж у детей способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. При обработке речевых биологически активных зон автоматически стимулируются и биологические точки, ответственные и за иммунитет, что способствует оздоровлению ребенка. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме. Во время движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Для достижения лучших результатов в подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков мною применяется метод биоэнергопластики – взаимодействие руки и языка. Этот метод эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Комплекс упражнений , согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания. Дети с большим интересом выполняют упражнения «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Подуй на свечку», «Сдуй снежинку с рукавички». Используемые нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний, а индивидуальный подход в работе с ребенком дает хороший эффект.
Применение вышеперечисленных методов способствует :
- нормализации мышечного тонуса органов артикуляции
- активизации речевой функции
- повышению работоспособности
- улучшению соматического состояния
Положительные результаты по здоровьесбережению детей дает и совместная работа с другими педагогами в частности с инструктором физической культуры. Мною было проведено открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес», целью которого было показать возможность интегрированного подхода к технологиям, по оздоровлению детей. На занятии дети не только расширили свой словарь по темам «Зима», «Дикие животные», закрепили навыки практического употребления притяжательных прилагательных и глаголов. Но и развивали слухо-речевой ритм, правильность носового и ротового дыхания, выполняли самомассаж и логоритмические упражнения.
Здоровьесберегающие технологии с использованием традиционных и нетрадиционных методов зарекомендовали себя как доступное, эффективное средство, которое может активно использовать в логопедической практике.
ГККП «Ясли-сад №18 г.Павлодара»
логопед Терновская Л.А.