Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы. Задачи: Обучающая -познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, вкус); -активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия Развивающая -развивать навыки проведения первых опытов; -развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого; -развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать. Воспитательная -умение работать в группе; -воспитывать бережное отношение к воде. Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса. Материалы и оборудование: волшебный сундучок, стаканчики по количеству детей, Несквик порошок, тарелочки по количеству детей, краска, камушки по количеству детей. Методы и приемы: игровой (волшебная коробочка с приглашением), наглядный (баночка с водой), практический (опыты), словесный. Ход. занятия. 1часть. Организационная Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Воспитатель: Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого. «Дорогие ребята я приглашаю вас в комнату фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы . А чтобы попасть в комнату в волшебной коробочке лежит волшебные шляпы. Желаю удачи. » Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в комнату фокусов?(ответы детей). Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей). А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей) Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебную шляпу (одевает воспитатель), закрыть глаза и сказать волшебные слова: Поверчусь я, поверчусь, Покручусь я, покручусь С детками в стране фокусов я окажусь. Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет. Сейчас я вам загадаю загадку а вы должны отгадать. Послушайте загадку: Она и в озере, она и в лужице, Она и в чайнике у нас кипит, Она и в речке бежит, шуршит. Что это? (Вода) Воспитатель: Посмотрите ребята в волшебной коробочке есть еще что-то. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю…(Достает бутылку с водой) как вы думаете, что это? -Правильно, вода. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! Воспитатель: -Я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят два стакана: один с водой, другой стакан пустой. Я предлагаю вам аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в речках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью. 2 Опытно- экспериментальная. 1 Опыт Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю подойти к первому столу для фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой. (Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с водой, гуашь на каждого ребенка). Воспитатель: Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? Отв. Детей. А давайте проверим: опустим камушек в стакан и если камушек будет видно, то вода прозрачная. Ребята, камушек видно сквозь воду? Правильно, молодцы камушек видно, значит вода у нас какая? (прозрачная) Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся первому фокусу. Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже красная. Ребята, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим камушек в стакан, если камушек не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно камушек? (Отв. детей) Нет Вывод: правильно, камушек не видно значит, вода не прозрачная. 2 Фокус «Разноцветная вода». Для проведения фокуса необходимо взять бутылки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит волшебные слова: «Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахивает волшебной палочкой. Дети встряхивают воду в бутылках, вода окрашивается в нужный цвет. Ребята что случилось с водой она стала цветной. (Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). Вода умеет окрашиваться. Вы настоящие фокусники. Вывод: Вода умеет окрашиваться Сейчас предлагаю немного отдохнуть. Релаксация «Отдых у водопада» –Сейчас послушаем какую песню поёт вода. Проходите по этой тропинке к водопаду. (Балансировочная дорожка.) Дети рассаживаются около картины изображающую водопад и слушают музыку. – Какую песню поёт вода? Дети. Вода журчит и звенит. Воспитатель. Молодцы. Вы умные и сообразительные. Проходим к следующему столу. 3 Фокус . Воспитатель: Пойдемте в следующую столу фокусов. Ребята, а в волшебной коробочке есть еще что-то. Что же там такое? Что же это? (Воспитатель достает из коробочки коробочку) Это ребята волшебный порошок. Давайте возьмем стаканчик с водой. Понюхам имеет ли запах вода и попробуем на вкус? (дети нюхают воду и пробуют кипяченую воду на вкус). Отв. Детей. Молодцы, вода не имеет запаха. И не имеет вкуса. А сейчас мы научимся еще одному фокусу, в воду добавим волшебный порошок она приобретет запах и вкус. Проверим? Воспитатель: Посмотрите, как я это буду делать я, а вы повторяете за мной: берем ложкой немного волшебного порошка, добавляем в стаканчик и размешиваем. Понюхайте сейчас воду. Вода, сейчас пахнет? Правильно, вода приобрела у нас запах. А теперь предлагаю попробовать на вкус. Какая вода? Вкусная сладкая. Вывод: Вода умеет приобретать вкус. Получился фокус? Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем. Физминутка «Дождик» Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.) Очень медленно сперва. (прыжки медленно) А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается) Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.) От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом). Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и узнать «Кому нужна вода?» Подойдите к столу и рассмотрите рисунки. -Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? Дети подходят к столу и по очереди выбирают картинки: птицы, животные, деревья, рыбы, насекомые, человек. Вывод: без воды все живое на земле погибнет. Рефлексия Воспитатель: Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад я хочу вам сделать подарок. Фокус «Превращение воды» Воспитатель: Посмотрите у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно вода. А она имеет запах? А вода прозрачная или цветная?(ответы детей). Сейчас я кладу бутылочку в коробочку, поколдую и моя водичка превратится…..(коробку переворачиваю и достаю бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет и появился запах) Была водичка простая, стала водичка цветная в сок. Воспитатель: Ну, что ребята возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова: Поверчусь я, поверчусь, Покручусь я, покручусь Шапочку сейчас сниму, И в детский садик с детками я вернусь. Воспитатель: Ну вот ребята мы опять с вами в нашем садике, пойдемте я угощу вас соком.
Конспект занятия по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» во второй «А» младшей группе.