Многие родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. И вот, подхватив чадо под мышку, взмыленная мама везет его с музыки на английский, с хореографии на рисование. Поспим в автобусе, пообедаем из термоса в коридорчике, погуляем по дороге с тенниса на оригами… Все родственники включаются в сумасшедшую гонку по транспортировке малыша на занятия и обратно, подготовке к разнообразным выступлениям и конкурсам, изготовлению пособий и костюмов.
Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего малыша как можно больше, но все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого малыша.
До трех лет ребенка лучше вообще никуда не водить. Сейчас появилось много развивающих групп для самых маленьких, но, как правило, они не предлагают ничего, кроме пальчиковых игр, ритмики и рисования. Иногда к этому «джентельменскому набору» добавляется обучение чтению по кубикам Зайцева. Всем этим вы с успехом можете заниматься и дома, а дорога и шумная компания новых знакомых будут только утомлять малыша и отвлекать его от занятий. К тому же, в студии вы наверняка помимо знаний получите в качестве «бесплатного приложения» целый букет вирусов и детских болезней.
В три-четыре года ребенка можно уже записать в один-два кружка. Но сначала подумайте, не можете ли вы чем-то заниматься самостоятельно. Если папа — мастер спорта по шахматам, вряд ли есть смысл тратить время и силы и таскать ребенка в секцию. Да и английский язык с бабушкой пойдет совсем не хуже чем с чужой тетей, при условии, конечно, что бабушка готова заниматься систематически, а внук воспринимает ее в роли учителя.
Не стоит стремиться в так называемые «студии гармоничного развития», где с ребенком занимаются сразу несколькими предметами (как правило, иностранный язык, развитие речи, музыка, рисование). Занятия в таких группах строятся по принципу школьных, с партами, уроками, звонками, часто даже с домашними заданиями. Все это, конечно, абсолютно неприемлемо для дошкольников, тем более, младших. Кроме того, нет абсолютно никакой гарантии, что все педагоги одинаково понравятся вашему ребенку, а платить вам придется за все сразу, да и программа, как правило, мало чем отличается от детсадовской, так что игра не стоит свеч.
Поговорите с малышом, расспросите, чем бы ему хотелось заняться. Отправьтесь с ним в ближайший дом детского творчества или культурный центр на день открытых дверей, пусть он сам выберет, какие кружки ему нравятся. Даже если его выбор не оправдает ваших ожиданий, не спешите спорить: может, живой уголок действительно подойдет вашему ребенку больше бальных танцев. В конце концов, если малыш ошибся, из кружка всегда можно будет уйти.
Обязательно лично познакомьтесь с педагогом. Прежде всего, это должен быть добрый, обаятельный, искренне любящий детей человек. Кроме того, педагог должен быть профессионалом высокого класса. Дело даже не в наличии специального диплома, а в реальном владении предметом, умении толково и весело преподать его детям, заразить их любовью к нему. Попросите разрешения посетить занятия. Хороший педагог, которому нечего стыдиться, вам в этом не откажет. Ну, а если откажет, уже одно это должно вас насторожить. На занятиях прежде всего обратите внимание, какая атмосфера стоит в классе. Кружок – не детский сад и не школа, и отношения между детьми и преподавателям должны носить менее формальный характер, быть более непринужденными и спонтанными, но не фамильярными. Занятия с дошкольниками должны проходить в игровой форме.
Естественно, робкому, застенчивому малышу должны разрешить приходить с родителями, пока он не освоится. Обратите внимание, в каком состоянии выходят дети после занятий, не перевозбуждены ли они, не подавлены ли? Если педагог повышает на детей голос, чрезмерно увлекается конкурсами и соревнованиями, вообще, просто если хоть что-то в его поведении вас насторожило, лучше поищите для своего малыша другое место. Ошибка может стоить слишком дорого: ребенок перестанет доверять взрослым, откажется ходить на любые занятия, бросит интересное дело, которое мог бы полюбить.
Даже если в мечтах вы уже представляете свое чадо на олимпийской трибуне или сцене Большого театра, не спешите отдавать его в спортивную или балетную школу. Система занятий в таких школах требует очень быстрой выработки профессиональных навыков. Если малыш не окажется среди лидеров, он будет чувствовать себя неудачником и скорее всего, через некоторое время потеряет к занятиям всякий интерес. Ну, если у ребенка действительно окажутся выдающиеся способности, от него будут требовать все новых и новых достижений, слишком рано превращая кроху в узкого профессионала.
Гораздо полезнее для физического и душевного здоровья малыша было бы выбирать кружки, где из детей не стремятся сделать чемпионов и лауреатов.
Часто родители сердятся, когда дети переходят из кружка в кружок, «разбрасываются», «мечутся из стороны в сторону». Но когда, как не в дошкольные годы, ребенку можно будет поэкспериментировать и поискать то дело, которое, может, станет любимым на всю жизнь. А если не станет? – спрашивают встревоженные мамы – ведь время будет упущено!
В том-то и счастье, что времени у вас пока хоть отбавляй, а любое дело, которым с увлечением будет заниматься малыш, хоть год, хоть три месяца, принесет ему неоценимую пользу. Да и кружки нужны вовсе не для ранней профориентации или подготовки к школе, а для того, чтобы ребенок мог заниматься творчеством, воплощать в жизнь свои мечты, встречаться с друзьями-единомышленниками, общаться с мудрыми и талантливыми взрослыми.
Инструктор по физической культуре Голубева Вера Валерьевна