Сенім телефоны
(WhatsApp-желісін қолдану мүмкіндігі бар) "жедел телефон желісі" +77779360693 8-(7182)-53-80-42
email: pavlodar18@mail.ru
Мекенжайы: Павлодар қаласы, Мир көшесі, 11/1
(WhatsApp-желісін қолдану мүмкіндігі бар) "жедел телефон желісі" +77779360693 8-(7182)-53-80-42
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағ. 9.00-ден сағ. 18.00-ге дейін
Как часто Вы посещаете наш сайт?
Голосовать
часто - 4
очень редко - 2
нечасто - 0
Всего проголосовало: 6
Смотреть результат
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
Развитие речевой активности дошкольников

Воспитатель  ясли-сада № 18 Рудько О.А

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и с взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу и т.д. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых  увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей.  Насыщенная предметно-развивающая среда: центр творчества, манипулятивный центр, центр развивающих игр, центр науки (с различными коллекциями, дидактическими играми, книгами, альбомами), центр книги, театральный центр, речевой центр, центр сюжетно - ролевых игр по ознакомлению детей с социальной действительностью. Подробнее хочу остановиться на центре развивающих игр. Это центр содержит не только конструкторы, настольные и дидактические игры, а ещё всевозможные тренажеры:

§  Тренажеры для развития мелкой моторики

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений

руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы,

ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм

мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок

может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное –

развитая моторика рук способствует развитию речи.

В центре предложены детям игры с бумагой, карандашом и   

веревочкой, с прищепками, с крупами, скрепками, с пуговицами,

счетными палочками, пипетками, маленькими мячами, с мелкими

цветными предметами, с резиночками, носовыми платками, ниткопись,   

перебирание бус и четок, работа с карандашом: срисуй по клеткам,

рисование по образцу, дорисуй половинку, рисование по точкам,

штриховка.

§  Тренажеры для самомассажа

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Для самомассажа есть грецкие орехи, каштаны, воздушные шарики (наполненный мелкими камушками), прищепки, зубные щетки, круглые расчески, коллекция пластин с различной поверхностью. 

§  Тренажеры правильного речевого дыхания 

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, силу и правильное распределение выдоха, тренируют  фразовую речь.  Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Мотивируя интерес детей к дыхательным упражнениям в сочетании с наглядностью и веселыми стихотворениями, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

Для дыхательных упражнений имеются емкости для воды с набором плавающих предметов, ватные шарики, индивидуальные бутылочки наполненные водой с трубочкой, всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек, игрушки – вертушки, воздушные шары, картинки, спрятанные за изрезанной гофрированной бумагой или атласной лентой. 

Таким образом, игры в организованных центрах, стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у детей моей группы появилось стремление к выстраиванию речевых высказываний, правильное речевое дыхание, четкое произношение слов, умение пользоваться силой голоса, развивается  мелкая моторика рук, активность и самостоятельность детей, развиваются познавательные процессы: как мышление, память, внимание.