Телефон доверия
53-57-39
email: sosh16@goo.edu.kz
Адрес: ул. Айманова, 51
53-89-34; сотовый телефон:87015277638
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Среда с 16:00 до 18:00 Пятница с 16:00 до 18:00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
О статусе педагога
Концепция
проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам
статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя»
1. Название проекта закона
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя (далее – проект Закона).
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона
Разработка концепции проекта Закона осуществлена во исполнение одного из положений Послания Главы государства народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года «В сфере среднего образования основные подходы определены – на нынешнем этапе нужно сконцентрироваться на их исполнении. ....Система оценки знаний должна основываться на международных стандартах. Уже в средней школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности. Это позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения и сократить учебную нагрузку на ученика и учителя».
В настоящее время права, обязанности и ответственность педагогического работника, обучающихся и воспитанников, регулируются:
- главой 7 Закона Республики Казахстан «Об образовании» (далее - Закон);
- статьями 50 «Статус педагогического работника», 51 «Права, обязанности и ответственность педагогического работника», 52 «Система оплаты труда работников организаций образования», 53 «Социальные гарантии»;
- статьей 47 «Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников»;
- статьей 48 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы (далее - Госпрограмма).
Относительно статуса педагога, снижения нагрузки на учителя
В рамках Послания Главы государства народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение дохода и качества жизни» от 5 октября 2018 года: «Считаю необходимым разработать и принять в следующем году Закон «О статусе педагога». Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций» рабочей группой разработаны Концепции и проект Закона РК «О статусе
2
педагога», предусматривающие стимулы для педагогических работников и приравненных к ним лиц.
Сегодня действующим Законом установлена 18-часовая недельная учебная нагрузка для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования (пункт 7 статьи 52).
Объем педагогической работы определяется с учетом нормативной нагрузки в неделю. Право распределять педагогическую учебную нагрузку предоставлено первому руководителю организации образования, который несет ответственность, согласно Закону, за качественное выполнение установленного объема каждым учителем, воспитателем и другим педагогическим работником своих обязанностей.
Фиксирование нагрузки учителей вызывает трудности:
1. По своей специальности учитель может не набрать нужного количества часов, особенно в малокомплектных школах.
2. В условиях перехода на сокращенные Типовые учебные планы (далее – ТУПы) могут вызвать риски общего снижения количества часов для педагогов.
3. Недостаточное количество часов для учителей начальной школы (предметы «Английский язык», «Казахский язык», «Информатика», «Физкультура» ведется учителями-предметниками).
4. Снижение учебной нагрузки требуется в связи с переходом на обновление содержания образования, так как предъявляются новые требования к работе современного учителя в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечения здоровьесберегающими технологиями, формирования готовности работать в обстоятельствах возросшей индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в условиях созданной коллаборативной среды.
Сокращенная продолжительность рабочего времени для педагогических работников и приравненных к ним лиц будет предусмотрена и утверждена уполномоченным органом в области образования.
Переход на пятидневную неделю в школах положительно сказывается на учебный процесс. У учителей появилось дополнительное время на подготовку к новой рабочей неделе и время на творческое развитие, разработку новых способов подачи материала, которая способствует повышению качества образования. Организациями образования проводится системная работа по повышению качества знаний обучающихся, прививающее интерес к дисциплинам, формирующие и развивающие мышление. Понятие «качество образования» определено в Правилах осуществления образовательного мониторинга, а вопросы управления качеством образования регламентированы статьей 55 Закона.
Для реализации Послания Президента РК от 5 октября 2018 года: «система оценки знаний должна основываться на международных стандартах» и на основании рекомендации Парламентских слушании в Сенате
3
Парламента РК на тему «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования» (разработать комплекс мер, в том числе законодательных актов по повышению качества образования и определению обоснованных и объективных критериев оценки) для приведения системы оценивания в соответствии с требованиями необходимо внести определения в основные понятия Закона «качество образования», «критерии качества образования», «индикаторы качества образования», «показатели качества образования».
В целях освобождения педагогов от излишней загруженности Министерством определен Перечень обязательных документов для ведения 5 документов (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 января 2018 года №32). В случае подключения организации образования к электронной системе, ряд вышеуказанных документов заполняется в электронном формате (в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан № 502 от 23 октября 2007 года внесены изменения приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 615 от 13 декабря 2017 года).
В каждой организации, осуществляющей обучение по общеобразовательным учебным программам, количество учителей и преподавателей устанавливается не на основе штатного расписания, как это имеет место быть при определении числа служащих в любом учреждении, в т. ч. в образовательных организациях, при определении числа работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, а исходя из объема учебной нагрузки по специальности (математике, истории, казахскому языку и литературе, географии, специальным предметам и т. д.).
Такая особенность вызвана тем, что учителям, преподавателям устанавливаются не должностные оклады, а ставки заработной платы за определенную норму часов педагогической работы в неделю, являющиеся расчетными единицами при определении их месячной заработной платы в зависимости от установленного объема учебной нагрузки.
Педагогический работник в свете обновлѐнного содержания обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей, с целью всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамики развития личности в целом.
В целях исполнения поручений Главы государства необходимо внести соответствующие изменения в Закон, формирующие правовое поле для снижения нагрузки на учителя. В связи с тем, что в глоссарии Закона отсутствуют определения «нормативная учебная (фактическая) нагрузка», «дополнительная нагрузка» и «тарифная ставка (должностной оклад)» требуется их включение в статью 1 Закона.
Относительно снижения нагрузки на ученика
4
В соответствии с Законом учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются организациями образования на основе государственных общеобязательных стандартов образования (далее - ГОСО), санитарно-эпидемиологических правил и норм, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования.
В Послании Президента народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года было отмечено, что «...нагрузка на учеников у нас самая высокая среди стран СНГ (в среднем на треть выше, чем в странах ОЭСР). Необходимо ее снизить.».
Министерством во исполнение поставленной задачи проведена работа по сокращению нагрузки на ученика в части уменьшения объема домашнего задания, сокращения длительности урока и перехода на пятидневную учебную неделю. Кроме того, в Госпрограмме на 2016-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан № 460 от 24 июля 2018 года, приняты меры по снижению учебной нагрузки на учеников среднего образования и поэтапному переходу на пятидневное обучение в школе.
Наряду с этим, разработаны проекты Типовых учебных планов со снижением учебной нагрузки во всех классах. Данные проекты ТУП-ов поддержаны педогогической общественностью регионов и утверждены приказом Министра образования и науки РК № 441 от 4 сентября 2018 года (внесены изменения в приказ Министра образования и науки РК № 500 от 8 ноября 2012 года). При определении предметов количество часов, по которым будет снижено, учитывались современные подходы преподавания второго языка, ориентированные на коммуникативность в обучении: делается ставка на языковую практику, а не на теорию. В связи с этим грамматический материал значительно сокращен.
В начальной школе снижена нагрузка за счет исключения индивидуальных и групповых занятий развивающего характера: в 1, 2 классах – по 2 часа в неделю, в 3, 4 классах – по 3 часа.
В основной школе нагрузка снизилась на 3 часа в 5-7 классах, на 4 часа – в 8-9 классах. Инвариантная нагрузка снижается максимально, а ученикам дается возможность выбора предметов для углубленного изучения.
При этом право на выбор типовых учебных планов со сниженной учебной нагрузкой остается за организацией образования. ТУПы со сниженными учебными нагрузками дали возможность (9 вариантов) перейти на пятидневную учебную неделю в школах, имеющих соответствующие условия.
Переход школ на пятидневное обучение имеет положительные моменты: позволит семьям больше времени проводить вместе, увеличивается время на дополнительные увлечения, отдых и саморазвитие.
В рамках реализации 76 шага Плана Нации «100 конкретних шагов», Госпрограммы и Общенационального плана мероприятий по реализации
5
Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года Министерством совместно с АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АО «НИШ») продолжается работа по обновлению содержания среднего образования по опыту АОО «НИШ» и внедрению критериальной системы оценивания в общеобразовательные школы республики.
В текущем учебном году 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 8-ые классы всех школ республики перешли на обновленную программу. Переход 4, 9, 10 классов будет осуществлен в 2019-2020 учебном году, 11-классов - в 2020-2021 учебном году. Таким образом, до 2020 года будет осуществлен поэтапный переход всех классов на обновленное содержание образования.
В рамках обновленного содержания образования внедряется система критериального оценивания, что позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
На снижение учебной нагрузки направлено и уменьшение объема домашнего задания ученика.
Для сокращения времени на выполнение домашнего задания допускаются сдвоенные уроки в 5 - 11 классах. Выполнение домашнего задания не должно превышать: во 2-м классе – 50 минут, в 3-4 классах – 70 минут, в 5-6 классах – 90 минут, в 7-9 классах– 110 минут, в 10-11 классах – 130 минут.
Сокращение объема домашнего задания позволило сократить время урока без ущерба для учебного процесса, а сокращение времени на уроках для проверки и объяснения домашнего задания на дом на 5 минут позволило сократить урок с 45 до 40 минут.
Утверждены Методические рекомендации по организации и выполнению домашнего задания в организациях среднего образования (Приказ Министра образования и науки РК от 24 апреля 2017 года № 182).
Вместе с тем на здоровое развитие детей влияет вес школьного рюкзака, в состав которого входят 2 группы предметов:
- учебники, рабочие тетради и канцелярские принадлежности;
- дополнительные: завтрак, сменная обувь, спортивная форма и т.д.
Согласно результатам международных исследований, допустимая тяжесть рюкзака составляет от 10% - 18% от веса школьника. После изучения данного вопроса совместно с Министерством здравоохранения внесены изменения в Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» (Приказ Министра здравоохранения РК от 16 августа 2017 года № 611), в которых определено, что вес ежедневного учебного комплекта не должен превышать 10 % от веса школьника:
для обучающихся 1 - 3 классов - 1,5 - 2,0 кг;
для обучающихся 4- 5 классов - 2,0 - 2,5 кг;
для обучающихся 6 -7 классов - 3,0 - 3,5 кг;
для обучающихся 8 -11 (12) классов - 4,0 - 4,5 кг.
6
В Перечень норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования включен индивидуальный шкаф для хранения учебников, сменной обуви и спортивных принадлежностей (оборудование для индивидуального пользования обучающимися организаций образования), (Приказ Министра образования и науки РК от 22 января 2016 года № 70).
Все вышеуказанные мероприятия во исполнение Послания Президента РК от 10 января 2018 года привели к снижению нагрузки на ученика.
Наряду с этим, в части единообразного применения необходимо внести в Закон соответстующие дополнения.
Относительно отмены процедуры государственной аттестации в организациях образования
Во исполнение поручения Главы государства о совершенствовании системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в 2018 году были внесены изменения в законодательство в части отмены выборочных проверок, иной формы контроля. В этой связи, Министерству необходимо внести изменения в Закон Республики Казахстан «Об образовании».
Согласно пункту 3 статьи 59 Закона, одним из основных видов государственного контроля является государственная аттестация организаций образования, проводимая в иной форме контроля. (Справочно: Государственная аттестация организаций образования - процедура, проводимая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта.)
Процедура государственной аттестации проводится в плановом порядке.
Соответственно, все организации образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности подлежат государственной аттестации каждые пять лет. При этом наравне с учебными заведениями, систематически показывающими худшие результаты образовательной деятельности, также и госконтролю, подпадают и организации образования с образцовыми показателями учебных достижений. На практике независимо от результатов деятельности за предыдущий период, ежегодно подлежат государственной аттестации в среднем 2,0 тыс. учебных заведений.
В ходе государственной аттестации обязательному изучению подлежат следующие направления образовательной деятельности организации образования: соответствие педагогических работников занимаемым должностям, контингент обучающихся, учебно-методическая, учебно-воспитательная работа и педагогическая нагрузка, состояние обеспеченности учебно-материальными активами, информационными ресурсами и библиотечным фондом, оценка знаний обучающихся и т.д.
7
Проверка соблюдения требований государственных общеобязательных стандартов осуществляется путем изучения документации, анализа показателей учебного процесса, посещения учебных занятий, оценки знаний обучающихся путем проведения комплексного тестирования.
Все эти меры в свою очередь налагают дополнительные нагрузки в середине учебного процесса как на учителей (подготовка материалов самооценки), так и на учащихся (подготовка к тестированию).
Действующую систему государственной аттестации организаций образования можно охарактеризовать:
негибкая система госконтроля (аттестован/не аттестован) - не предусмотрен механизм стимулирования организации образования на пошаговое улучшение учебных достижений учащихся и качества преподавания;
контрольные срезы знаний при государственной аттестации не замеряют широкие компетенции и способности - форма контрольного среза знаний в ходе аттестации требует только запоминание объема знаний и не нацелена на развитие мышления, функциональной грамотности и раскрытие потенциала ребенка;
незавершенность, недостижение конечной цели госконтроля – принимаются меры наказывающего характера, но нарушения норм законодательства не уменьшаются. Причина – не решен вопрос полного материально-технического оснащения сельских школ, обеспечение квалифицированными кадрами школ, расположенных в отдаленных населенных пунктах.
Вместе с тем, в рамках государственной политики по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства в текущем году внесены изменения в пункт 8 статьи 59 Закона, согласно которому «Государственный контроль в системе образования осуществляется в форме проверок и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан».
Так, согласно изменениям, в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее - Кодекс) взамен вида госконтроля «иная форма контроля» введен новый вид государственного контроля – профилактический контроль, носящий профилактико-предупредительный характер.
В соответствии с пунктом 10 статьи 144 Кодекса запрещается проведение иных видов проверок, не установленных Кодексом. Согласно статьи 137 Кодекса, основными формами контроля являются профилактический контроль, назначаемый на основе системы оценки рисков и проверка.
Учитывая, что процедура государственной аттестации проводится в плановом порядке (1 раз в 5 лет) без учета системы оценки рисков, с внедрением нормы «отбор субъекта для проверки исключительно в зависимости от результатов оценки степени риска» норма о государственной аттестации в Законе подлежит исключению. В свою очередь, переход от планового государственного контроля к профилактическому контролю, назначаемому на основе системы оценки рисков, способствует поощрению добросовестных субъектов, а также нацеленность контроля на показывающих худшие результаты и низкое качество образовательных услуг. Соответственно, существенное сокращение количества плановых контрольных мер позволит
8
повысить роль общественного контроля и снизить нагрузку на учителей и учащихся.
Предлагается внести в Закон Республики Казахстан «Об образовании» в части исключения государственной аттестации соответстующие дополнения и изменения.
Вышеизложенное обусловливает необходимость разработки проекта закона по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога и снижения нагрузки на ученика и учителя.
Законопроект предусматривает:
- конкретные гарантии обеспечения прав ученика и учителя на безопасные и здоровые условия обучения и труда;
- нормы по установленной нагрузке учеников и учителей;
- сохранение достигнутого уровня защиты прав учеников при предоставлении гарантированного бесплатного среднего образования;
- защиту прав учителей по оказанию социальной гарантии.
В законопроекте будет определено соответствие поддержки по статусу педагога, снижению нагрузки на ученика и учителя.
3. Цели принятия проекта закона
Законопроект разрабатывается в целях совершенствования правового механизма, обеспечивающего регулирование статуса педагога, сокращения нагрузки на ученика и учителя, а также эффективного решения актуальных вопросов посредством устранения правовых пробелов в образовательном законодательстве с учетом мировой практики.
4. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования и реализации государственной политики в области образования.
5. Структура и содержание проекта закона
Структуру законопроекта составляют две статьи:
Статьей 1 вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;
Трудовой кодекс Республики Казахстан;
Закон Республики Казахстан «Об образовании».
Законопроект будет введен в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере
9
В результате проведенного правового мониторинга противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм выявлено не было.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
К правовым последствиям в случае принятия законопроекта следует отнести совершенствование законодательства, направленное на обеспечение правовых основ для эффективной реализации государственной политики в области образования.
К социально-экономическим последствиям в случае принятия законопроекта можно отнести повышение привлекательности профессии учителя, высвобождение времени для повышения профессиональной компетентности и личностного роста учителей, сохранение здоровья учеников.
Принятие законопроекта не повлечет отрицательных правовых, социально-экономических последствий и должно привести к решению задачи по совершенствованию образовательного процесса.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
Необходимость одновременного приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом в Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V и Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании», в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V.
9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами
Общественные отношения, рассматриваемые в рамках данного законопроекта, регламентируются Трудовым кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», законами Республики Казахстан «Об образовании», Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» и другие.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта
Вопрос снижения недельной учебной нагрузки как на учителей, так и учащихся поднимается не первый год.
Еще в 2007 году на основе данных ЮНЕСКО было официально установлено, что в республике наибольшая годовая аудиторная нагрузка в мире
10
(Национальный доклад о состоянии и развитии образования, 2007). При этом продолжительность учебного года в школе тогда была определена как сопоставимая в сравнении с медианным значением у проанализированных 50 стран: 34 учебных недели и 204 учебных дня против 38-39 недель и 182-190 дней. С момента проведения анализа число учебных часов всех классов начальной и основной школы по миру продолжает сокращаться. Это подтверждают сведения команды доклада ЮНЕСКО «Образование для всех» 2005, 2015 и 2017 годов (Образования для всех 2000-2015.: Достижения и вызовы. ЮНЕСКО 2015. Всемирный доклад по мониторингу образования (ВДМО) за 2017 год). В Казахстане обратная тенденция: зафиксированная в анализе 2007 года учебная нагрузка Казахстана наоборот увеличилась, за исключением 1-го и 9-го классов.
Исследования TIMSS-2011 и PISA-2012 также рассматривали объем часов и их связь с качеством обучения в международном сравнении. На основе этих и других результатов эксперты ОЭСР в 2014 году сделали вывод о непродуктивной перегрузке учеников и учителей (Обзор национальной политики ОЭСР 2014 года). Несмотря на перегрузку академическими, естественнонаучными предметами учебные программы 11-летней школы РК показали свою неэффективность.
Для решения проблемы ОЭСР было предложено пересмотреть учебные программы с включением творческих и практических дисциплин в основной школе, перейти на 5-дневную учебную неделю, 12-летнее среднее образование с профилизацией старшей ступени, пересмотреть школьный календарь в части разумного распределения учебного и каникулярного времени (потеря знаний за период 3-месячных летних каникул).
Для определения оптимальных возможностей по уменьшению учебной нагрузки была изучена максимальная недельная учебная нагрузка в странах СНГ.
Текущее сравнение со странами СНГ показали одинаковую структуру уровней школьного образования практически во всех странах (4+5+2), за исключением Армении и Молдовы с 3-летней старшей школой и общим сроком обучения в 12 лет. Кроме того, продолжительность учебного года и урока, в целом, схожи (34 недели, 40-45 минут). В итоге Казахстан - рекордсмен по учебной недельной нагрузке среди стран СНГ.
Социально - экономическое положение учителя зависит от его статуса и административно-правовых отношений с работодателями, в качестве которых могут выступать государство, общественная корпорация или частные юридические лица.
В некоторых государствах немаловажное значение имеет его принадлежность к категории работников того или иного уровня подчинения - центрального, регионального или местного.
В отдельных странах действуют смешанные схемы, когда в соответствии с существующим законодательством даже в публичном секторе образования
11
часть учителей - гражданские служащие, а другие - нет. Например, в Нидерландах к первым относятся учителя только школ, принадлежащих центральному правительству и муниципалитетам. В Дании преподаватели муниципальных 9-летних школ обязательного обучения состоят на государственной службе, а старших средних школ, принадлежащих графствам (региональным властям), нанимаются ими по контрактам.
Подходы к нормированию нагрузки учителя неодинаковы в разных странах, однако можно выделить ряд существенных общих принципов, свойственных определенным их группам.
Поскольку профессиональная деятельность учителя нигде в мире не сводится только к проведению уроков в классе, а включает очень широкий спектр других педагогических обязанностей, то в понятие «учебное время» входит как собственно «урочное время» (т.е. время проведения уроков и других учебных занятий), так и другие виды «педагогической нагрузки».
В отношении того, как это деление фиксируется в условиях службы или в индивидуальных контрактах и фиксируется ли вообще, нет никакого единообразия, и в разных странах существуют противоположные подходы.
В целом в ряде стран время, отводимое на виды неурочной профессиональной деятельности, устанавливается в процентах к объему учебного времени. Так, в Греции, Италии, Нидерландах и в начальном образовании в Испании на них отводится от 33 до 40%, в Австрии и в среднем образовании в Испании - от 40 до 50% учебного времени.
В Испании в общественных учебно-воспитательных заведениях дошкольного, базового и среднего образования педагогический персонал работает 37,5 ч. в неделю, как и служащие государственной администрации. Из них 30 ч. составляют норму обязательного присутствия в школе и отводятся на различные виды педагогической деятельности.
Сюда относятся, прежде всего, все виды занятий в классе: в дошкольных учреждениях и в базовых общеобразовательных - это 25 ч в неделю (28 - в частных); в средних - 18 ч (но это количество может быть увеличено до 21 ч, если иначе невозможно обеспечить выполнение расписания).
Остающиеся часы (т.е. 5 ч в базовой школе и 12 ч в средней) используются на индивидуальные занятия с учащимися, руководство их учебной деятельностью, на их профессиональную ориентацию, а также на участие в работе методических объединений учителей, в заседаниях коллегиальных органов управления школой и т.д.
В остальное время учитель не обязан находиться в школе: он может готовиться к урокам, повышать свою квалификацию или выполнять другие профессиональные обязанности.
Эти факторы не всегда принимаются во внимание при реальной оценке условий труда учителей в развитых зарубежных странах. К примеру, общее количество часов в неделю по всем уровням среднего образования во Франции составляет 84 часа, в США – также 84 часа, а в Казахстане – 100 часов.
12
Во всем мире за последние 20 лет проведено около 70 исследований, посвященных вопросам тяжести и содержания школьного портфеля.
Основные выводы данных исследований показали, что за рубежом средний вес школьного портфеля составляет порядка 6-6,5 кг. Превышение пропорции веса портфеля от массы тела на более чем 18% повышает риск здорового развития ребенка.
Выводы ученых утверждают, что тяжесть портфеля должна варьироваться в пропорции: 10-18% от массы тела ребенка.
Вместе с тем, по статусу педагога изучены рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей», Модельный закон «О статусе учителя» и международный опыт по законодательному оформлению улучшения условий труда педагога, Законы «О статусе учителя» Киргизии, Узбекистана (проект), Кодекс Белоруссии, Закон «Об образовании» Белоруссии и Законы Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Принятие данного проекта закона не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.